Масштабные земельные поправки!

Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Цель поправок – более открытая продажа и аренда государственной собственности, а также оптимизация всех процессов, связанных с предоставлением земельных участков, являющихся государственной или муниципальной собственностью.

 Так, в законе закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального. Продажа государственной собственности без проведения торгов возможна только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

 Органы теперь должны выставлять на торги по продаже государственного имущества свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение - если государственная собственность объектов недвижимости зарезервирована для государственных или муниципальных нужд, ограничена в обороте и т. п.

 Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. Информацию о том, что государственное недвижимое имущество имеется в наличии, органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

 Если утверждены правила землепользования и застройки поселения, оно может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. При отсутствии этих правил указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

 В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены. В таком случае продажа или аренда государственного имущества невозможны.

 Кроме того, установлена возможность предоставления участков для ИЖС, ведения дачного хозяйства и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

 Прописана процедура отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, а торги по аренде государственного имущества признаны недействительными. Такое имущество, находящееся в государственной собственности, изымается у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.

 Исключение - если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должны быть подключены объекты государственного имущества. В том случае, если торги по продаже государственного имущества проведены, вырученные деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

 Продажа государственного имущества осуществляется органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

 Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Версия для печати