Минэкономразвития совместно с другими федеральными органами исполнительной власти РФ разработало законопроект, предусматривающий унификацию норм, регулирующих вопросы организации и проведения торгов, связанных с распределением имущества и имущественных прав со стороны государства.
Текст законопроекта «Об открытых торгах в Российской Федерации» размещен на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru 14 октября 2016г. (ID проекта 02/04/08-16/00053011).
Дата окончания публичного обсуждения - 16 декабря 2016 г.
Пояснительная записка | Законопроект
В настоящее время отсутствует универсальный подход к проведению таких торгов, который предполагал бы единые процедуры и способы. Существуют лишь отдельные процедуры в Земельном, Лесном, Водном кодексах, Законе о банкротстве и многих других. Всего около 30 федеральных законов и 20 подзаконных актов регулируют более 60 различных процедур таких торгов. Подобная разрозненность правового регулирования сходных между собой правоотношений создает сложности для участников.
В настоящее время существуют недостатки действующей системы, такие как труднодоступность информации о торгах, ограниченный доступ к участию в торгах, невозможность приобретения имущества online, значительная степень влияния человеческого фактора на условия доступа к торгам, на определение победителя, не все виды торгов размещаются на официальном сайте торгов, невысокое качество и полнота размещаемой информации и т.д.
Кроме того, анализ жалоб, проведенный ФАС России, показывает, что наиболее часто совершаемыми правонарушениями при организации и проведении торгов являются неразмещение извещений о проведении торгов, размещение неполной (недостоверной) информации о проводимых торгах, установление к участникам торгов, заявкам, документам, представляемым в составе заявок, требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов.
«Все это существенно усложняет допуск добросовестных участников. Электронный формат торгов уже доказал свою эффективность наряду с «бумажными» процедурами. Перспективным направлением для развития электронных торгов является освоение новых рынков и перевод в электронную форму различных видов торгов, в том числе при реализации иных имущественных прав. Так, к примеру, проведение имущественных торгов в электронной форме в некоторых случаях приводит к значительному росту стартовых цен - свыше 300 %, высокой явке участников – более 15 заявок на отдельные объекты недвижимости, отметил Сергей Габестро, генеральный директор НАИЗ.
Инициатива перевести все виды торгов, связанных с реализацией государственного и муниципального имущества, в электронный вид содержалась в Докладах Президенту РФ Уполномоченного по защите прав предпринимателей за 2014 и 2015 год.
Подходы к единому регулированию процедур торгов, связанных с распределением имущества и имущественных прав со стороны государства, уже были проработаны Федеральной антимонопольной службой совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации России на основе Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и учтены в проекте федерального закона № 435364-6, внесенного депутатами Государственной Думы на рассмотрение Государственной Думы в 2014 году. Но указанный законопроект в настоящее время не принят.
Проект закона «Об открытых торгах в Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития, определяет единые организационные и правовые основы организации и проведения торгов, обязательных в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Отдельным пунктом в тексте сделано указание на то, что закон не будет применяться к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с закупкой товаров работ, услуг, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», к отношениям, возникающим в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».
Учитывая объем и значение предлагаемого правового регулирования торгов, связанных с реализацией государственного и муниципального имущества, Предлагаем Вам ознакомиться с основными тезисами проекта нового закона, подготовленными экспертами НАИЗ, и выразить свое экспертное мнение по планируемым поправкам.
Основные положения проекта закона «Об открытых торгах в Российской Федерации»
1. Официальным источником размещения информации о торгах является сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенный Правительством РФ (нет ссылки на сайт https://torgi.gov.ru), который обеспечивает:
1) доступ физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, юридических лиц к обязательной информации о торгах, указанных части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, их стадиях, результатах;
2) возможность прохождения авторизации с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
3) возможность прохождения аккредитации участников торгов;
4) интеграцию с универсальными электронными площадками;
5) возможность передачи информации с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
6) возможность оплаты задатков посредством электронных средств платежей с использованием Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах;
7) доступ к сервисам.
Порядок функционирования такого сайта, а также ФОИВ, ответственный за указанный сайт, и оператор официального сайта будут определяться Правительством РФ.
2. Извещение, документация, все протоколы и заключенный договор обязательны к размещению на официальном сайте. Срок публикации протоколов - не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанных протоколов. До момента размещения протокола о результатах торгов на официальном сайте иные протоколы не являются общедоступными.
3. Используется местное время по месту регистрации организатора торгов.
4. Ведется реестр заключенных договоров и выданных специальных разрешений в открытом доступе.
5. Возможна централизация торгов, а также привлечение спецорганизации.
6. Регламентировано содержание извещения о проведении торгов. Для конкурса извещение размещается за 30 дней, для аукциона – за 20 дней до дня окончания приема заявок на участие в торгах.
7. Предусмотрены как электронные, так и бумажные формы торгов (в т.ч. аукцион). Регламентированы аукцион, конкурс, могут проводиться торги без объявления цены, совместные торги. Возможно совместное участие нескольких лиц в торгах.
8. Электронные торги проводятся в отношении:
1) недвижимого имущества, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации;
2) ценных бумаг, за исключением:
а) не обеспеченных залогом, обязанным по которым (эмитентом которых) является лицо, признанное банкротом;
б) обращающихся на организованных торгах, и инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов;
3) имущественных прав (за исключением не обеспеченных залогом прав требования к лицу, признанному банкротом);
4) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
5) предмета торгов, начальная цена которого превышает сто тысяч рублей;
6) имущества и предприятия должника в случаях, установленных Федеральным законом «О банкротстве».
9. Участник торгов вправе выбрать между задатком и иным способом обеспечения заявки на участие в торгах в случае, если такая альтернатива установлена организатором торгов. Размер обеспечения не ниже 0,5% и не выше 50% от начальной стоимости предмета торгов.
10. Договор заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах торгов на официальном сайте торгов.
11. Порядок, условия и критерии отбора операторов универсальных электронных площадок (УЭП) для проведения торгов будут установлены Правительством РФ,по результатам отбора Правительством устанавливается перечень таких операторов. Оператор УЭП может осуществлять функции спецорганизации.
12. Для доступа к подаче заявок на участие в электронных торгах необходима аккредитация на УЭП или на официальном сайте торгов. Аккредитация, полученная на одной из УЭП, либо на официальном сайте торгов, обеспечивает включение данных о лице, прошедшем аккредитацию, в реестре участников открытых торгов сроком на 3 года. Наличие сведений об участнике в реестре предоставляет право на мгновенную аккредитацию на всех универсальных электронных площадках.
13. Правительство РФ вправе установить право оператора универсальной электронной площадки взимать плату с участника торгов, в случаях заключения договора с участником, определить порядок ее расчета и предельные размеры.
Заблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки на участие торгах поступают на счет оператора ЭП, за исключением торгов по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, при проведении которых заблокированные средства в размере обеспечения заявки на участие в торгах поступают на специальный счет должника.
В случае заключения договора заблокированные денежные средства перечисляются на счет бюджетной системы РФ либо счет организатора торгов в пятидневный срок с момента подписания протокола.
14. Заявка на электронный конкурс подается в форме трех электронных документов, которые подаются одновременно:
- первая часть заявки – анонимное конкурсное предложение участника торгов без цены;
- вторая часть заявки – сведения об участнике торгов
- третья часть заявки – ценовое предложение.
Лица, допущенные к конкурсу (по первым частям заявок), могут уточнить свои ценовые предложения (окончательные ценовые предложения), обладая в этот момент информацией о наибольшей цене предмета торгов, предложенной допущенными участниками торгов.
После подачи окончательных предложений рассматриваются вторые части заявок, затем открывается доступ к поданным ценовым предложениям, и комиссия с учетом выставленных ранее баллов определяет победителя.
15. Заявку на участие в электронном аукционе заполняется в электронной форме, размещаемой в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов документов, подписанных усиленной электронной подписью.
Протокол по итогам торгов формирует оператор ЭП на основе поданных ценовых предложений, направляет его на подпись организатору.
16. Регламентируется порядок обжалования в антимонопольном органе действий (бездействий) организатора торгов, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки при проведении процедур торгов и заключении договора.
Обжаловать действия (бездействия) комиссии, организатора специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора официального сайта торгов может любой участник торгов, а при нарушении порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в них - также иное лицо, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Срок обжалования – 10 дней со дня размещения итогового протокола, если договор не заключен – 3 месяца со дня размещения результатов торгов.
17. Предусмотрено ведение Реестра недобросовестных участников торгов, сведения которого будут находиться в свободном доступе для ознакомления на официальном сайте торгов.
Основание включения - признание уклонившимся от заключения договора или получения специального разрешения, нарушители включаются в РНП на 2 года.
18. Предусмотрено право граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц осуществлять общественный контроль, перечислены формы контроля.
19. Вступление закона в силу предусмотрено с 1 января 2018 года, применение к отношениям по организации и проведению торгов в отношении имущества и имущественных прав, находящихся в собственности субъектов РФ, - по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, в отношении имущества и имущественных прав, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением торгов по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, - по истечении 1 года со дня его официального опубликования.
В целях формирования консолидированной экспертной позиции замечания и предложения по тексту законопроекта принимаются на электронную почту:info@naiz.org до 07.11.2016г. включительно.
Контактное лицо – Попенко Юлия, тел. 8-495-514-0205.
Пользователи, авторизированные на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, также могут принять участие в публичном обсуждении проекта:http://regulation.gov.ru/projects#npa=53011.
Версия для печати